Digital Opera

Искусственный интеллект: угроза или благо для культуры

В Санкт-Петербурге стартовал IX международный культурный форум — Форум объединенных культур.

В первый день форума в панельной сессии блока «Искусственный интеллект — угроза или благо для культуры», который курирует Президентский фонд культурных инициатив, обсуждали инновации в театре и будущее образования в сфере культуры. Модератором диалога стал директор Национального драматического театра России (Александринского театра) Сергей Емельянов. В ходе дискуссии возник закономерный вопрос: искусственный интеллект — враг или соратник театральной и образовательной сферы?

В числе спикеров деловой дискуссии — Надежда Абрамова, генеральный продюсер фестиваля «Диджитал опера» (Россия); Ильхам Аскеров, директор Азербайджанского Государственного Академического Национального Драматического театра (Азербайджанская Республика); Диана Грбич, директор Национального театра Республики Сербской (Республика Сербская); Александр Журавский, заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам (Россия); Кирилл Крок, директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова (Россия); Владимир Малышев, ректор Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова (Россия); Антон Оконешников, режиссер Национального драматического театра России (Александринского театра), создатель диджитал-проекта «Другая сцена» (Россия); Александр Рыжинский, ректор Российской академии музыки имени Гнесиных (Россия); Александр Шестаков, генеральный директор Национального академического театра имени Янки Купалы (Республика Беларусь).

На дискуссии состоялась презентация проекта «Диджитал опера». О фестивале рассказала генеральный продюсер — Надежда Абрамова:

«Фестиваль Digital Opera постоянно работает с новыми технологиями. Конкурсантам предоставляется возможность использовать в своих работах разные средства сценического воплощения, и в том числе нейросети. Но каким бы развитым искусственный интеллект не был, он пока ещё не может заменить человеческих эмоций. Поэтому это всего лишь инструмент, помощник в руках художника, которым нужно уметь пользоваться для достижения зрелищной картинки и грамотной реализации сценографического решения»

Было показано видеоэссе на основе оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» с использованием нейросетей в современной сценографии

Научпоп с яркой визуализацией и звуковым сопровождением, прописанным с помощью нейросетей , в котором показано развитие современной сценографии, начиная от эскизов доцифровой эпохи, проиллюстрировано применение цифровых инструментов, 3д макетов сцены в современных постановках на примерах digital opera, и объяснено, как работают промты на основе нейронных сетей в руках художника.