1 октября – 12 ноября 2019
Санкт-Петербург

Новости

Праотец визуализации виртуальных миров в компьютерных играх-фэнтези жил в 18 веке и был театральным сценографом

Праотец визуализации виртуальных миров в компьютерных играх-фэнтези жил в 18 веке и был театральным сценографом

Галли-Биббиена (Galli Bibbiena; Galli Bibiena), семья итальянских театральных художников и архитекторов. Представитель третьего поколения знаменитых сценографов Карло Бернардо Галли Бибиена в 1776 году приехал работать в Санкт-Петербург, по протекции князя Григория Александровича Потемкина.

Династия Галли Бибиена знаменита прежде всего умением архитектурно украсить любое мероприятие от спектакля до траурной церемонии, особенно они преуспели в визуализации различных эмоциональных состояний в оформлении театральных сцен. Галли-Биббиена увлекались интерпретацией, разработкой различных оттенков эмоций внутри заданного шаблона (типичные локации — храм, мрачная темница, парадный зал, дремучий лес) для чего применяли изобразительный каталог причудливых capriccio, орнаментов эпохи барокко XVII и рококо первой трети XVIII столетия. По большому счету, в декорациях к операм и балетам Бибиена впервые предъявили архитектуру как концептуальный проект, текст и тотальную инсталляцию, постижение которой требует от зрителя и воображения, и интеллектуальных способностей.

В оставленной Карло Бибиена в Санкт-Петербурге папке театральных проектов — самом полном архиве его работ в Европе, ныне хранящемся в Государственном Эрмитаже, — есть потрясающие воображение феерии театральной сценографии со стрельчатыми арками («Пальмовый лес» 1754 года для постановки оперы «Человек» (L’Huomo) в придворном театре Маркграфини Вильгельмины в Байройте).

Следует также упомянуть «Священный театр» (Theatrum Sacrum), прототип «серьезной оперы». В Страстную пятницу Бибиена при участии поэтов и композиторов создавал музыкальные спектакли «у Гроба Господня». Внутрь церковной капеллы встраивались архитектурные обманки, раскрепощавшие воображение зрителя, переносящие его в иерусалимские дворцы, темницу, в которой был заключен Христос, или на Голгофу.

Декорации готовились с учетом архитектуры конкретной церкви. Именно в таком «священном театре» иллюзионисты-архитекторы семейства Бибиена открыли принцип «угловой перспективы». Пересечение осей двух коридоров, воспринятых с угла, создавало эффект безгранично расширяющегося пространства, в котором можно блуждать бесконечно.

Подобная архитектоника — проекция «аффектов» на заданную матрицу событий, характеров, мест действий — определяет устройство виртуальных миров в компьютерных играх-фэнтези, типические локации которых (пещера, дворец, святилище, фантастический город) вычерчиваются с явной оглядкой на декорации Бибиена.

По материалам статьи Сергей Хачатурова «Спектакль сыгран арками и сводами», 2018г.