1 октября – 12 ноября
Санкт-Петербург

Новости

Оперенная перспектива. Перспективная опера

Оперенная перспектива. Перспективная опера

Джузеппе Валериани был одним из ведущих художников сцены своего времени и считался основным конкурентом известных театральных художников Италии — братьев Бибиена.

В 1742 году он покинул Венецию, чтобы сопровождать оперного композитора Франческо Доменико Арайа ко двору императрицы Елизаветы в Санкт-Петербург. В 1745 году был приглашён в Санкт-Петербургскую Академию Наук для преподавания перспективы. Джузеппе Валериани считается основателем школы «перспективистов». В России он провел остаток своей жизни, создавая декорации как минимум для 15 оперных постановок. Некоторые из его работ можно увидеть в Санкт-Петербургском государственном музее театра и музыки.

Валериани принес на русскую сцену высокое мастерство итальянского искусства, уходящее корнями в сценические опыты Возрождения и архитектурные фантазии художников ХУІІ века. Вместе с ним в России работали совместно русские и итальянские мастера — Алексей, Ефим, Иван Бельские, Иван Фирсов, Гаврила Козлов, А. Перезинотти, отец и сын Градицци. Часто мэтр делал только предварительный эскиз, а непосредственное его воплощение поручал другому художнику. Например, в либретто к опере-балету Г. Раупаха «Сироэ» отмечалось: «Изобретение и распоряжение театральных упражнений — господина Валериани, труды в живописи — Перезинотти» (1760).

Исследователи его творчества называют художника первым декоратором, изменившим метод и стиль рисования декорационной живописи. Его фантазийные, перспективно твердо построенные композиции как нельзя лучше соответствовали жанрам балетного театра времени Елизаветы Петровны. Ведущим жанром была опера — серия с множеством сменных декораций, служащих достойным фоном торжественному спектаклю, центром которого был грандиозный апофеоз.