Афиша

Кармен

«Кармэн»
Комическая опера в четырех действиях

Либретто Анри Мейлака и Людовика Халеви по повести Проспера Мериме
Премьера состоялась 3 марта 1875 года в Опере-Комик в Париже
Адаптация либретто — Дмитрий Черняков
Музыкальный руководитель — Пабло Херас-Касадо
Режиссер, декорации и костюмы — Дмитрий Черняков
Костюмы — Елена Зайцева
Свет — Глеб Фильштинский

Премьера оперы «Кармен» Жоржа Бизе в Парижской опере вызывала у публики, привыкшей к комическим операм, веселым сюжетам и счастливым концам, изумление и даже определенное недоумение. Провал настолько сильно подействовал на композитора, что спустя три месяца Бизе умер. Однако вскоре заслуженный успех все-таки пришел и «Кармен» стала одним величайших триумфов не только Опера-Комик, но из всей мировой оперы. Сегодня это произведение чаще всего играют на всех сцены мира.

«Мне не раз предлагали поставить «Кармен» и приходилось отказываться из-за того, что я не ощущал правдоподобность этой истории. Мне кажется, что я знаю все об этой опере и с самого раннего детства, и я не думаю, что я единственный в своем роде... Эта опера — одна из самых известных в мире, если не сказать самая известная. Возьмите любого прохожего на улице и спросите его: «Что это — Кармен?», держу пари, он ответит вам. Возможно, его ответ будет очень поверхностным, но он будет мгновенным.

На сегодняшний день в этой опере много такого, что вряд ли можно принимать с закрытыми глазами. И все, что мы читали, видели или пережили, весь наш эмоциональный фон, могут только способствовать разжиганию этого недоверия. Все эти знаменитые солнечные площади Севильи, эти тореадоры, контрабандисты, табачные мануфактуры теперь — банальные туристические достопримечательности. Кармен, Микаэла, Эскамильо теперь являются застывшими архетипами. Флирт такого рода больше не работает сегодня, он не сможет вызвать нужную реакцию у партнера. Мы все слишком разочарованы. История той Богемия стала мифом. Миф, который утратил свою естественность.

Сегодня нужно просто верить в эту историю. Она все также рассказывает о наших современниках: эмоционально разочарованных, сытых от горьких переживаний, наполненных отчаянием и иронией. У них нет невинности, они не пребывают в блаженном неведении, они понимают, в какой истории принимают участие. Историю Кармен, как и все мы, они хорошо знают, как и саму оперу. Современный человек всегда предпочитает оставаться в безопасной зоне, не поддаваться на неконтролируемые страсти, избегая эмоционального погружения, которое всегда переживали персонажи из известных историй. Есть рассказы, наполненные страстью, и есть реальность, которая для многих нас, состоит из привычек, повторяющихся событий, разочарований, скуки, пустоты, неспособности что-либо чувствовать, полноценно жить настоящим. Персонажи нашего шоу не совсем герои оперы Кармен, но оказавшись внутри этой знаменитой истории, они постепенно увлекаться ею и начинают интенсивно ее сопереживать.»
Дмитрий Черняков (май 2017 года для буклета фестиваля Экс в Провансе).

Бесплатный показ-фестиваля Экс-ан-Прованс в партнерстве с Фондом Orange при поддержке Французского института в России

← все мероприятия
9 ноября
21:00–23:51
Киноцентр «Родина». Большой зал
Караванная ул., 12. Санкт-Петербург
Завершено