1 октября – 12 ноября 2019
Санкт-Петербург

Новости

Сколько пикселей в нотах

«Российская газета», текст Владимир Дудин

Первый не только в России, но и в мире, фестиваль Digital Opera 2.0 устроен с целью продемонстрировать, как активно цифровые технологии завоевывают пространство оперы.

Автором идеи и его директором является Надежда Абрамова — режиссер, автор и ведущая телевизионных программ. В качестве главного партнера и арт-директора фестиваля выступил художник Глеб Фильштинский.

Важным зарубежным участником фестиваля стал Франсуа Дюпля — французский телепродюсер и режиссер, директор французской медиакомпании Bel Air Media. А российский режиссер Дмитрий Черняков, работающий в Европе, провел на фестивале творческие встречи. На одной из таких встреч он высказался по поводу трансляций спектаклей, которые, по словам режиссера, его «бесят». Заметив, что предпочитает тщательно смонтированный вариант записи: «Драма в том, что все смотрят всегда в Сети скороспелую дрянную трансляцию. Тем, кто меня слушает, я говорю: потерпите, не смотрите». Рассказал и о кропотливой работе над анимацией в своей недавней премьере оперы «Сказка о царе Салтане» в брюссельском театре Ла Монне.

Фестиваль продемонстрировал три направления: опера на большом экране, дискуссионно-лекционная программа «Влияние цифровых технологий на искусство оперы» и театрально-музейный проект «Цифровой Гонзага».

Площадками для проведения первых двух выбрали кинотеатр «Родина», Эрмитажный театр — для конкурсного проекта «Цифровой Гонзага». Участникам конкурса предстояло создать эксклюзивный видеоконтент по мотивам эскизов декораций театральных художников XVIII века — Пьетро Гонзаги, Джузеппе Валериани и Карло Галли Бибиена. Эти три мастера, оставившие след в истории Эрмитажного театра, работали при русском дворе, декорируя не только театральные постановки, но и государственные церемонии (включая коронации), форматируя столицу петровской империи по образу и подобию архитектурных канонов позднего барокко, граничившего с ранним классицизмом. Девять команд финалистов представили свои короткометражные мультимедийные спектакли на музыку разных композиторов, среди которых — барочные Вивальди и Гендель.

Главный приз в размере 200 тысяч рублей поделили команды Театра Юношеского Творчества («Прадедушка Бибиена», путешествие во времени в поместье знаменитого семейства театральных художников Бибиена) и «Гиацинт Студио» (ария Странника из «Торжествующей Юдифи» Вивальди).

В составе членов жюри: директор Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица, гендиректор ГМЗ Петергоф Елена Кальницкая, интендант оперного театра Карлсруэ Петер Шпулер, научный сотрудник Эрмитажа, искусствовед, историк архитектуры Алексей Лепорк и другие.

Также в рамках фестиваля прошли лекции и дискуссии, на которых выступили менеджеры и популярные блогеры: они собрали полные залы. В программу показов «Оперы на большом экране» вошли записи трансляций спектаклей последнего десятилетия, в том числе и такие новинки, как «Тоска» Пуччини с участием Сони Йончевой и Витторио Григоло в режиссуре Дэвида Маквикара, «Аида» Верди с Анной Нетребко и Анитой Рачвелишвили из Метрополитен Опера, а также «Борис Годунов» Мусоргского из парижской Опера Бастий с Ильдаром Абдразаковым в титульной партии в постановке Иво ван Хове.