Digital Opera 2021

Новости

Виват, победители!

Победители Digital Opera Performance, взявшие Гран-При фестиваля — команда «Нибиру», создавшая проект, вдохновлённый балетом Сергея Прокофьева. Сердце, бьющееся в ритм танца рыцарей, не оставило равнодушными и сердца нашего жюри.

«Сергей Прокофьев — мой любимый композитор, поэтому когда стало известно, что в конкурсной программе этого сезона Digital Opera будет его «Ромео и Джульетта», я решилась участвовать. И сразу застолбила самую мощную, на мой взгляд, композицию, которая является лицом всего произведения.

Моей внутренней задачей было найти те ассоциативные педали, которые качают пульс композиции. Я пыталась вместить сюда основные смыслы и ощущения от всей фабулы про юных влюбленных. Любовь и смерть, случайность и предопределение, чистота и бессмысленность, легкость и трагичность — именно взаимодействие противоположностей являются основной движущей силой этой истории. И такое понимание привело меня к ведущему образу нашего номера — пульсирующему сердцу. Кроме того, в образных рядах я использовала коннотации к произведениям художников Магритта, Баскиа, Раушенберга, Леонардо, и их сосуществование в одном кадре тоже создает напряжение противоположностей. Композиционное решение полностью опирается на течение музыки и биение ритма.

Понимание номера сложилось почти сразу, в середине процесса к технической реализации присоединилась Александра Елкина, и благодаря ей удалось довести дело до конца. Мы не думали о возможности выиграть приз, нам просто было интересно выполнить поставленные себе задачи, и в этом очень помогала группа наставников конкурса. Благодаря решениям непростых задач мы повысили свой технический и творческий уровень, а также создали успешный тандем», — признается участница команды Валерия Нибиру, которая совместно с Александрой Елкиной осуществила замысел на сцене.

Приз в номинации «Лучший дизайнер видеоконтента» разделили две команды — «ARTMIX» и «LARVA».

Участники команды «LARVA» об идее:

«Эта история может быть актуальной и по сей день, так как ситуация осталась для нас знакомой — невозможность любви, борьба за любовь. Только с каждым разом осовременниваются обстоятельства, как это было сделано, например, в «Вестсайдской истории». Манхэттен, уличные банды, главари... Остается лишь бессмертная любовь Ромео и Джульетты
Мы решили пойти дальше — осовременнить историю до наших дней. Двое влюблённых вопреки издевательствам подруг и запретам родителей пытаются... Подписаться друг на друга в «Шекспирограме».

Наша история не только опирается на оригинал, но и имеет отсылки на современную интерпритацию шекспировского произведения, в частности «Вестсайдской истории»: граффити, которые появляются в историях, никнеймы некоторых пользователей, а также «призыв Чино на помощь» подругами Марии. Так как за основу нашего вымышленного сайта мы брали Инстаграм, каждый элемент нашего проекта отсылал к социальным сетям. Например, иконки, всплывающие над куполом в самом начале — это аватарки людей, чьи истории просматривает Джульетта. Также были придуманы «фильтры» для масок «шекспирограм», которые были показаны под эфиром Джульетты (купол церкви).

Основным способом взаимодействия сценического пространства и исполнительницы (Джульетты) были комментарии — по нашему замыслу, она должна была реагировать на то, что пишут ей возлюбленный и подруги, при этом игнорируя мнения остальных (окружения).

Элементы сайта отрисованы в стилистике Digi — марки, чтобы показать милую натуру и беспечность героини, а также передать тот внутренний трепет первой серьёзной влюбленности.

Стилистика сайта была решена следующим образом:
Главным мотивом шёл нежный, не яркий розовый цвет — это тема Джульетты; сиренево-фиолетовый — тема подружек Джульетты; сиренево-фиолетовый цвет сменял розовый, когда появлялись подруги, сообщающие зрителям о безумии героини.

Индиго — тематика Ромео, возлюбленного героини. Этот цвет мы видим, когда исполнительница начинает пролистывать страницу соц сети Ромео, забывая обо всём на свете. Объединяющим цветом для всех стал жёлтый. В этом цвете сделаны рамки, обводка, некоторые фоновые стикеры, как бы дополняя основную тему всех героев — этим мы хотели показать «паутину» социальных сетей, в которой запутались все герои.

Песня «I feel pretty» из Вестсайдской истории довольно динамична, поэтому основные переходы были сделаны под переходы в композиции. Это также определило комедийный жанр повествования. Кроме того, исполнительница взаимодействует с хором (подругами), из чего вытекает, что Джульетта реагирует на комментарии. Под самый конец она включает трансляцию и начинает петь, после чего к ней присоединяются её подписчики и знакомые и поддерживают её. Таким образом, она смогла создать новый тренд, который подходит ей — ведь проще повести людей за собой, чем противостоять им».

Победитель в номинации «Лучший режиссер мультимедийного перфоманса» Илья Смилга. Сергей Прокофьев, балет «Ромео и Джульетта», сцена — приказ Герцога под удары барабана

«Основная идея проекта в этом году появилась из 2-х основных отправных точек. Во-первых, важно было сохранить атмосферу и функцию кирхи. Во-вторых, попробовать новый формат — совместить музыкально-поэтическую композицию с мультимедиа декорациями. Меня всегда вдохновлял синтез речи и музыки. Отрывок для этого удачно подошел — в нем большой контраст громкости и поэтический текст хорошо вписывается. Мне показалось любопытным представить это не как «номер», а как реальную ситуацию. Вот герцог, прерывая концерт, объявляет зрителям о том, что нужно разойтись.

Я стремился, чтобы контент был максимально органичен стенам храма, поэтому решил работать с барельефами. У меня был реальный рассказчик — герцог, который доносит мысль через текст. Понятно, что в этом случае мультимедиа выступает скорее вспомогательным инструментом, но в нем есть своя история, которая развивается параллельным сюжетом. Эта история о том, что однажды посеянная вражда, в конечном итоге разрушает самих «сеятелей». Вторая метафора — корни и скульптуры. Прорастая корни раздора разрушают как памятники, так и память о прошлом», — делится с читателями Илья Смилга

Номинацию «Лучший художник-постановщик» взяла команда «Yacinth Studio», и это уже дважды победитель конкурса Digital Opera. Ребята были победителями первого конкурса «Цифровой Гонзага», прошедшего в 2019 на сцене Эрмитажного театра.

«Для перфоманса было создано переложение для одного солиста и хора, которое связано с режиссёрской интерпретацией эпизода: противостояние Тибальта и Ромео превращено во внутренний конфликт между импульсивным гневным порывом и попыткой сдержать свои эмоции и принять здравое, взвешенное решение. «Огненноокий гнев я твой отныне!“ (У. Шекспир) — Ромео поддаётся импульсу, что приводит его к преступлению и сожалению о сделанном. Также, для визуального отображения двух сторон и колебаний героя — на сцене у солиста ми-парти костюм, а в дополнение — грим в форме креста, также разделённого на тёмную и светлую стороны. Реальный крест в зале кирхи помог создать объёмный эффект образа.

Часть видеоконтента решена в виде теней, что создало образ иллюзорности происходящего, так как это внутренние переживания героя. Другая часть видеоконтента решена более яркими, фантасмагорическими картинами, отображающими реальность в искажённом гневом сознании героя», — рассказывают участники

Команда «ARTMIX», получившая приз в номинации «Лучший дизайнер видеоконтента», взяла также и приз зрительских симпатий. Сергей Прокофьев, балет «Ромео и Джульетта», сцена похорон Джульетты. На сцене вплетенные в цифровые декорации Мария Рындина и Александр Ночовный. Контент создан с использованием трёх алгоритмов машинного обучения.

«Вопрос, который мы себе задали: «Самоубийство Ромео — это стремление быть вечно рядом с возлюбленной или страх остаться одному?» Основная идея нашего номера: вынести классический сюжет за исторические рамки, сохранив трагическую атмосферу. В нашей интерпретации у влюбленных есть несколько минут между жизнью и смертью. Зритель в это время переживает истинное торжество любви, которое неизбежно заканчивается трагически, в финале забирая всех участников в цифровую могилу», — так объяснили свою необычную трактовку вечного сюжета в «ARTMIX».

Татьяна Зобнина использовала в работе над цифровыми декорациями три алгоритма машинного обучения и совместила два разных подхода по синхронизации изображения и звука. Каждую из частей постановки Морган Корольков подкреплял визуально диджитал декорацией, что создавало единое восприятие всей сцены, а благодаря чувственной и завораживающей хореографии Александра Ночовного, зритель переживает с влюбленными страх потери и боль утраты, радость обретения любви и трагедию неизбежной смерти».