Digital Opera

В Эрмитажном театре завершился фестиваль «Digital Opera. Санкт-Петербургские ведомости

Родившийся по инициативе генерального продюсера Надежды Абрамовой и впервые проведенный в 2019 году под титулом «Цифровой Гонзага», этот фестиваль-конкурс мгновенно вызвал большой интерес. Ухватив тренд эпохи — новые медиатехнологии в театре, организаторы выставили на повестку дня тему поиска творцов в этой актуальной сфере современного искусства. Информационная волна первого фестиваля привлекла внимание выдающихся мастеров. В гала-концерте выступили оперные звезды первой величины.

Второй фестиваль был посвящен русской опере, но высокая планка, заданная первым форумом, была приспущена в силу разного рода проблем. Третий фестиваль предложил молодым медиахудожникам сюжет «Ромео и Джульетты», а в качестве зала для показа конкурсных работ была выбрана церковь «Яани кирик» с ее легкими готическими ассоциациями. Общий уровень представленных работ тогда оставил удручающее впечатление: был предъявлен ограниченный набор хрестоматийных символов и абстракций, вызванных трагической историей веронских влюбленных (сердечки, кресты, склепы, рыцари, мечи, розы и шипы и далее по списку). Но четвертый фестиваль оказался совсем иным. Предложенная ли тема, связанная с наводнением, новое ли подросшее поколение, окрепшее, технически более оснащенное и информированное, дали в большинстве работ колоссальные результаты.

Отношение к цифровой реальности продолжает меняться. Бешеный энтузиазм в отношении всемогущих цифровых технологий, существовавший до пандемии, сменился явным охлаждением в период локдаунов, тогда на первый план вырвалось стремление к живым контактам и взаимодействию. Но тенденция к внедрению новых медиатехнологий, в частности, в оперном театре, изначально синтетическом, продолжает сохраняться и усиливаться во всем мире. Видеографика способна связать сознательное с подсознательным, соединять несоединимое. Однако самодостаточной цифровая декорация в оперном спектакле не сможет стать, пока жив последний нецифровой певец. Важно искать пути взаимодействия цифры и человека-артиста, которого не сможет заменить даже самая совершенная голограмма...

Читать далее