Digital Opera 2022

12–15 октября 2022

Положение о конкурсной программе, проводимой в рамках международного фестиваля современного оперного искусства «Digital Opera. Опера цифровой эпохи»

I. Общие положения

  1. Настоящее положение (далее — Положение) определяет порядок и правила организации и проведения Международного конкурса цифровой сценографии и цифровой режиссуры «Digital Opera» (далее — Конкурс).
  2. Конкурс проводится в рамках Международного фестиваля современного оперного искусства «Saint-Petersburg Digital Opera / Опера цифровой эпохи» (далее — Фестиваль).
  3. Конкурс проводится в целях демонстрации и популяризации возможностей использования современных мультимедиа-технологий в театральных постановках среди профильных специалистов, а также в целях повышения интереса зрителей к актуальному оперному искусству.
  4. Конкурс является образовательным проектом.
  5. Организатором конкурса выступает Автономная некоммерческая организация популяризации и просвещения в области музыкального и художественного искусства «Петербургские сезоны».
  6. Официальный интернет-сайт Конкурса — https://digitalopera.ru/
  7. Заключительные публичные мероприятия конкурса проходят в Санкт-Петербурге с 12 по 15 октября 2022 года на сцене Эрмитажного театра по адресу: Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д.34.

II. Участники конкурса

  1. Конкурсная программа проводится в двух номинациях:
    • «Цифровая сценография»,
    • «Цифровая режиссура».
  2. Участниками конкурса являются как коллективы, так и индивидуальные участники, подавшие заявку и прошедшие регистрацию на сайте Конкурса. Коллектив авторов представляет собой творческую команду, в состав которой могут входить режиссер-постановщик, режиссёр мультимедиа, художник-постановщик и дизайнер видео-контента.
  3. К участию в конкурсе приглашаются молодые специалисты, студенты и выпускники вузов творческих и технических направлений подготовки и специальностей по направлениям: медиа-дизайн, вэб-дизайн, графический дизайн, световой дизайн, дизайн среды, режиссура мультимедиа, а также практикующие специалисты театральной и концертной сфер, event-индустрии — театральные режиссеры, художники-постановщики, медиа-художники.
  4. Коллектив или индивидуальный участник допускается к конкурсу по результатам регистрации заявки на участие в конкурсе, размещенной на официальном сайте Конкурса (Приложение №1), а также предоставления всей необходимой информации:
    1. Для участия в конкурсе в номинации «Цифровая сценография»:
      • творческое резюме коллектива или индивидуального участника, а также фрагменты работ (портфолио), которые смогут дать представление о конкурсанте;
      • сториборд (раскадровка) к Конкурсному заданию (см. раздел III);
      • портретная фотография в формате jpg разрешением не менее 600х900 и краткая биография каждого Участника в составе творческого коллектива;
      • согласие на персональную обработку данных и лицензионный договор (Приложения № 2,3,4).
    2. Для участия в конкурсе в номинации «Цифровая режиссура»:
      • творческое резюме коллектива или индивидуального участника, а также фрагменты работ (портфолио), которые смогут дать представление о конкурсанте;
      • режиссерская экспликация к Конкурсному заданию (см. раздел III);
      • портретная фотография в формате jpg разрешением не менее 600х900 и краткая биография каждого Участника в составе творческого коллектива;
      • согласие на персональную обработку данных и лицензионный договор (Приложения № 2,3,4).
    Организаторы конкурса оставляют за собой право не принимать заявку на участие в конкурсе, если она не соответствует требованиям, заявленным в Положении.
  5. Коллективы авторов или индивидуальные участники отправляют заявки в установленные настоящим Положением сроки. Организаторы Конкурса могут рекомендовать отдельным участникам формировать творческие команды.
  6. По итогам рассмотрения поступивших заявок и проведения отборочного тура определяется итоговый состав финалистов Конкурса. В финал Конкурса выходят не более десяти творческих команд в каждой номинации.
  7. Участие в Конкурсе осуществляется на безвозмездной основе.

III. Конкурсные задания

  1. Тема и структура Конкурса утверждается Организатором ежегодно.
  2. Конкурсная программа Digital Opera в 2022 году посвящена Петербургу со времен его создателя и до наших дней. Тема конкурсного задания — «Парадиз Петра I. Наводнение».
  3. Конкурсное задание представляет собой мультимедийный перформанс (далее — Конкурсный проект) по музыкальному произведению, выбранному Участниками из предоставляемого организаторами Конкурса списка.
  4. Участники в номинации «Цифровая сценография» создают перфоманс на тему «Наводнение».
    1. Для подготовки Конкурсного проекта на этапе подачи заявок предоставляется техническое задание.
    2. Участникам предоставляется список музыкальных произведений для выбора композиции
    3. Конкурсный проект в данной номинации не предполагает участия вокалистов (исполнителей).
    4. Медиаконтент для Конкурсного проекта «Наводнение» готовится участниками самостоятельно за счёт собственных средств.
    5. На этапе подачи заявок Участники должны предоставить сториборд (раскадровку) Конкурсного проекта на тему Конкурса в выбранной номинации.
  5. Участники в номинации «Цифровая режиссура» готовят перфоманс по теме «Парадиз в снах Петра».
    1. Для подготовки Конкурсного проекта на этапе подачи заявок предоставляется техническое задание.
    2. Участникам предоставляется список музыкальных произведений для выбора композиции.
    3. Организаторы обеспечивают участие вокалиста (исполнителя), если его участие предполагается создателями конкурсного проекта.
    4. Организаторы предоставляют базу привлеченных профессиональных художественных студий, из которой на основе портфолио Конкурсант выбирает команду для подготовки медиаконтента.
    5. На этапе подачи заявок Участники должны предоставить режиссерскую экспликацию к Конкурсному проекту на тему Конкурса в выбранной номинации.
  6. Конкурсное задание публикуется на сайте Конкурса в момент начала приема заявок. Организаторы передают Участникам в электронном виде:
    • перечень аудиореференсов номеров и клавиров;
    • 3d-модель сценического пространства;
    • сценическую планировку;
    • список исполнителей;
    • техническое задание с указанием инструментов реализации Конкурсного проекта и технических параметров высылаемых на конкурс файлов.
  7. Конкурсный проект включает в себя:
    1. Для номинации «Цифровая сценография»:
      • художественное решение музыкального отрывка;
      • визуализация музыкального отрывка: создание видео-контента для проекционных плоскостей, оформляющих сценическое пространство.
    2. Для номинации «Цифровая режиссура»:
      • режиссёрское решение музыкального отрывка;
      • создание видео-контента для проекционных плоскостей, оформляющих сценическое пространство;
      • мизансценирование артиста — исполнителя произведения (с учетом возможности взаимодействия артиста и проекции).

    В номинациях допускается создание Конкурсного проекта в VR/AR-формате.

  8. Творческие команды-участники самостоятельно распределяют работу над конкурсным проектом внутри авторского коллектива. Организаторами предлагается следующее распределение функциональных обязанностей:
    • режиссёр/режиссёр мультимедиа — работа над общей идеей перформанса;
    • художник-постановщик — работа над сценической композицией проекта;
    • дизайнер видео-контента — создание оригинального видеоряда.
  9. Участники имеют право на привлечение за счёт собственных средств иных творческих (хореографических, хоровых и т. п.) коллективов с целью создания дополнительной театральности.
  10. Хронометраж конкурсного проекта определяется длительностью музыкальной композиции. Участники конкурса вправе увеличивать продолжительность перформанса, если это обосновано режиссёрским замыслом.
  11. Конкурсные проекты демонстрируются на оборудовании, предоставляемом организаторами.

IV. Порядок проведения конкурса

  1. Конкурс проходит в несколько этапов:
    • приём заявок на участие в конкурсе (предварительный этап): на этапе приема заявок должна быть подготовлена режиссерская экспликация (номинация «Цифровая режиссура») и сториборд/предварительная раскадровка (номинация «Цифровая сценография»); производится рассмотрение и отбор экспликаций/раскадровок главными экспертами;
    • первый рабочий питчинг проектов (первый отборочный этап), определение состава участников;
    • подготовка конкурсных проектов к финалу, превью и полная раскадровка; проведение собеседований и творческих встреч с конкурсантами, допущенными по итогам первого питчинга;
    • второй финальный питчинг проектов, определение участников, допущенных к финалу (второй отборочный этап);
    • финал конкурса и определение победителя (финальный этап).
  2. Организаторы Конкурса проектируют и реализуют на площадке проведения Конкурса декорационное оформление сценического пространства, которое включает проекционные плоскости, установленные в одном положении для всех участников.
  3. В рамках участия в Конкурсе творческие команды должны посещать в установленном порядке консультации, репетиции и встречи с кураторами конкурса, если это предполагается организаторами Конкурса.
  4. Конкурсные проекты творческих команд демонстрируются в финальном спектакле последовательно по установленному организаторами конкурса порядку. Между показами происходит представление творческих команд и выполненных ими Конкурсных проектов.
  5. Работы участников, не прошедших в финал по результатам второго питчинга, будут выложены для просмотра на сайте и на официальных страницах Конкурса в социальных сетях (по предварительному согласованию с конкурсантами).

V. Определение и награждение победителей и участников конкурса

  1. Все участники Конкурса награждаются грамотами участников.
  2. Все финалисты Конкурса становятся дипломантами и получают памятные призы от организаторов конкурса и партнёров фестиваля «Digital OPERA / Опера цифровой эпохи».
  3. Лауреаты и победитель Конкурса определяются профессиональным жюри по итогам всех публичных показов Конкурсных проектов участников.
  4. Критерии оценки в номинации «Цифровая сценография»:
    • ясность представления (раскрытие основной идеи и соответствие перформанса выбранному фрагменту);
    • оригинальность и креативность (WOW — эффект);
    • работа с пространством;
    • уровень подготовки видеоконтента.

    Максимальное количество баллов отчетного этапа (финала) — 20

    Баллы по каждому критерию присуждаются от 1 до 5

  5. Критерии оценки в номинации «Цифровая режиссура»:
    • ясность представления (раскрытие основной идеи и соответствие перформанса выбранному фрагменту);
    • оригинальность режиссерского решения проекта;
    • оригинальность сценографического решения проекта;
    • уровень владения специальными выразительными средствами (исполнители, свет, звук, спец. эффекты и пр.)

    Максимальное количество баллов отчетного этапа (финала) — 20

    Баллы по каждому критерию присуждаются от 1 до 5.

  6. Лауреатами Конкурса становятся финалисты, одержавшие победу в каждой номинации.
  7. Лауреатам Конкурса вручаются памятные призы и дипломы победителей. Все участники Конкурса становятся дипломантами и получают памятные дипломы.
  8. Призовой фонд утверждается ежегодно по решению организатора по согласованию с организационным комитетом.
  9. Победителю конкурса в номинации «Цифровая сценография» вручается денежный приз в размере 200 000 рублей на творческую команду/индивидуального участника.
  10. Победителю конкурса в номинации «Цифровая режиссура» вручается денежный приз в размере 400 000 рублей, который делится в равных долях (по 200 000 рублей) на режиссера и команду видеохудожников, работающих над проектом вместе с режиссером.

VI. Авторские права

  1. Каждый Конкурсный проект, созданный участниками, будет являться производным произведением, созданным путём переработки исходного произведения, переданного участникам конкурса организаторами.
  2. Участники Конкурса обязуются не использовать в конкурсных проектах объекты авторских прав, принадлежащих третьим лицам.
  3. Участники Конкурса обязуются самостоятельно, в случае необходимости, урегулировать с работодателями вопросы, касающиеся риска отнесения создаваемого проекта к служебным произведениям.
  4. Передавая организаторам созданный в рамках конкурсной программы проект, участники также передают организаторам (со-организаторам) на основании простой (неисключительной лицензии) права на использование Конкурсных проектов.
  5. Организаторы Конкурса оставляют за собой право последующего публичного показа шоу с упоминанием авторов без согласия участников и на безвозмездной основе.
  6. Участники Конкурса имеют право на публикацию проекта в общем доступе с размещением графических знаков фестиваля.

VII. Заключительные положения

  1. Организаторы конкурса оставляют за собой право в дополнение к конкурсным проектам осуществлять показы внеконкурсных проектов.
  2. Устанавливаются следующие сроки проведения этапов конкурса:
    • 11 мая — 31 июля 2022 года — приём заявок на участие в Конкурсе; рассмотрение поступающих заявок; предварительный этап отбора заявок;
    • 30 июня — 31 июля 2022 года — извещение принятых на Конкурс участников; предоставление базы профессиональных студий для участников категории «Цифровая режиссура»;
    • 15 июля — 31 июля 2022 года — подготовка точной экспликации, сториборда (раскадровки) проекта, аниматика хрн. 20 секунд. Питчинг проектов (первый отборочный этап, первая часть) в формате онлайн;
    • 15 сентября — второй питчинг (второй отборочный этап) в формате онлайн; просмотр итоговой версии Конкурсных проектов экспертным советом и отбор 20 проектов (по 10 в каждой категории участников) для финального показа; извещение участников, вышедших в финал;
    • 30 сентября — сдача Конкурсного проекта;
    • 12 по 13 октября 2022 года — репетиции на площадке;
    • 14 по 15 октября 2022 года — Финал конкурса. Награждение победителей и участников.


Скачать в docx | Скачать в pdf