Digital Opera

Николай Корнев

Николай Корнев

Художественный руководитель Петербургского Камерного Хора, заслуженный деятель искусств России 

Петербургский Камерный Хор был основан Николаем Корневым в феврале 1977 года. В 1979 году хор успешно выступает на всемирно известном фестивале «Ленинградская музыкальная весна», и с этого времени началась его интенсивная, наполненная значимыми событиями успешная творческая жизнь. Хор принимает участие в различных концертах Петербургской (Ленинградской) филармонии и Капеллы, становится значимым участником многих проводимых в стране и за рубежом музыкальных фестивалей, с неизменным успехом у публики и критиков активно гастролирует, и одновременно записывает музыку к более чем 40 художественным фильмам и театральным постановкам, теле- и радиопрограммам.

Коллектив стал лауреатом четырех международных конкурсов и обладателем пяти престижнейших международных премий: в Дебрецене (Венгрия), Марктобердорфе (Германия), Ареццо (Италия) и др.

Хор был принят Папой Римским Иоанном Павлом II: концерт в Ватикане, помимо протокольных 20 минут, продолжался более часа и произвел огромное впечатление на понтифика и всех присутствующих.

Хор является организатором Санкт-Петербургского Международного фестиваля хоровой музыки. За четыре сезона проведения его участниками стали 18 ведущих хоровых коллективов из России, Германии, Дании, Швеции, Италии, Швейцарии, Испании, Норвегии, США... Международный фестиваль приобрел много друзей и поклонников, и вошел в каталоги важнейших музыкальных фестивалей Европы.

В свою очередь хор является участником Международного фестиваля «Звезды Белых ночей» и «Пасхального фестиваля» под руководством Валерия Гергиева.

Репертуар Петербургского Камерного Хора — это сотни концертных программ, включающих в себя произведения композиторов от эпохи Ренессанса до наших дней. Такие произведения, как «Стабат матер» Шуберта, «Король Артур» Перселла, «Экуменическая месса» Гречанинова, «Иевфай» Кариссими, «Schopfungsmesse» Гайдна впервые прозвучали в нашей стране именно в исполнении Петербургского Камерного хора. Многие современные композиторы пишут специально для этого прославленного коллектива, доверяя ему впервые вынести на суд слушателей свои произведения.

Хор работал со многими выдающимися дирижерами: сэром Георгом Шолти, Владимиром Ашкенази, Семёном Бычковым, Валерием Гергиевым, Михаилом Плетневым, Геннадием Рождественским и другими.

Зарубежные гастроли хора проходят с неизменным успехом и охватывают почти все страны Европы, Южной Азии и Северной Америки. Так, например, американские гастроли организованные ведущим артистическим агентством мира «Коламбия Артист Менеджмент Интернэшнл» в 1996 году, имели потрясающий успех: на сольных концертах хора и выступлениях с солистом Дмитрием Хворостовским публика аплодировала стоя, крупнейшие американские газеты опубликовали восторженные отзывы об удивительной красоте и эмоциональности исполнения, потрясающем таланте музыкантов.

Петербургский Камерный Хор много и успешно записывается: «Всенощная» Рахманинова в 1995 году была удостоена диплома «Grammy» Американской музыкальной академии, ведущим мировым музыкальным лейблом «Philips Classics» записано 10 компакт-дисков. Это «Золотой фонд» русской музыки: «Евгений Онегин» Чайковского, «Всенощная» и «Литургия Иоанна Златоуста» Рахманинова, «Русская Пасхальная музыка» и «Русская Рождественская музыка», альбом «Кредо» с солистом Дмитрием Хворостовским.

С середины 2000 года по инициативе и под руководством Николая Корнева, при поддержке известных петербургских музыкантов — Андрея Петрова, Юрия Темирканова, Валерия Гергиева, при участии Петербург-Концерта — начинает осуществляться истинно петербургский музыкально-просветительский проект «Общедоступные концерты. Возрождение традиций Капеллы графа А. Д. Шереметева».

В 2007 году Николай Корнев за возрождение и развитие петербургского музыкально-просветительского проекта «Общедоступные концерты. Возрождение традиций Капеллы графа А. Д. Шереметева» выдвинут на соискание премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры.

Концертная жизнь хора неразрывно связана в основном с Большим залом Филармонии, на сцене которого прозвучали при участии коллектива такие сочинения как «Вавилонское столпотворение» А. Рубинштейна, «Иоланта» П. И. Чайковского, Messa Solemnis и Симфония №9 Л .Бетховена, «Прометей» Скрябина, «Три русские песни» С. Рахманинова, «Патетическая оратория» Г. Свиридова и многие другие шедевры кантатно-ораториального жанра.

Из зарубежных гастролей последних лет особняком стоит выступление хора в легендарном зале Concertgebou (Амстердам, Голландия) осенью 2014г., на сцену которого коллектив вышел уже в седьмой раз. 

В последние годы коллектив сосредоточился на создании уникальной аудиобиблиотеки в рамках глобального проекта «Антология русской духовной и светской хоровой музыки», который будет представлять из себя более 150 CD с музыкой русских композиторов начиная с конца XVII века и до наших дней.